Создание бизнес-плана может понадобиться как для внутреннего использования по развитию бизнес-проекта, так и для представления инвесторам.
Содержание бизнес плана определяется целями бизнес-планирования.
В целом, бизнес-план должен обязательно включать следующие части:
Краткая структура бизнес-плана:
- Общее описание проекта
- Ожидаемые результаты для различных групп стейкхолдеров
- Финансовый анализ
- 4 Р –стратегии (продукт, цена, реклама, сбыт)
- Краткий план внедрения и реализации
Пример структуры бизнес-плана:
- Видение проекта через 3 года
- Бизнес-идея проекта
- Ресурсы проекта
- Инвестиционная (финансовая) привлекательность проекта. ROI, точка окупаемости, точка безубыточности, NPV, IRR, норма прибыли, оборот, потоки денежных средств, другие показатели.
- Анализ проекта:
- Возможности и перспективы проекта
- Описание тенденций рынка, анализ сценариев
- Сравнительный анализ конкурентов
- Анализ клиентов и конкурентных преимуществ
- SWOT –анализ
- Анализ стратегических альтернатив
- Анали рисков
- Описание продукта
- Продукты/услуги
- Цена
- Реклама и продвижение
- Каналы распространения
- Планирование и бюджетирование
При этом, для представления бизнес-плана в соответствии с различными стандарами может использоваться следующая структура бизнес-плана:
Cтруктура бизнес-плана по UNIDO (United Nations Industrial Development Organization):
- Меморандум о конфиденциальности
- Резюме
- Описание предприятия и отрасли
- Описание продукции (услуг)
- Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
- Производственный план
- Организационный план
- Финансовый план
- Направленность и эффективность проекта
- Риски и гарантии
- Приложения:
- резюме разработчиков
- фирменный стиль
- протокол о намерениях с поставщиком (с указанием условий поставок и условий предоставления оборудования)