Подробная программа тренинга
Бизнес-процессы – важная зона управленческой компетентности. Понимание бизнес-процессов и управление ими – ключевые инструменты руководителя, благодаря которым эффективность предприятия можно значительно повысить.
В результате тренинга участники научатся:
- Описывать и структурировать бизнес-процессы.
- Определять стадию развития компании.
- Описывать организационную структуру компании.
- Использовать бизнес-процессы для эффективного управления компанией, ее подразделениями, отдельными сотрудниками.
- Компания в целом при успешном внедрении знаний и инструментов получит повышение управленческой эффективности.
- Подход консалтинговый – все отработки на процессах и материалах компании, по ходу обучения можно консультироваться по любым вопросам управления.
- Посттренинговая поддержка как отдельный вид работы может заключаться в дополнительном консультировании по практике прописания бизнес-процессов.
Что дает описание бизнес-процессов:
- повышение управляемости, контролируемости бизнеса;
- экономию ресурсов и повышение эффективности бизнеса за счет отстройки недостающих процессов и удаления дублирующихся процессов;
- описание зон ответственности и обозначение границ функционала;
- возможность далее легко и удобно, опираясь на бизнес-процессы, в случае необходимости, прописывать разного рода должностные обязанности, правила, стандарты, инструкции, планы действий;
- описанные процессы ложатся в основу автоматизации процессов продаж и управления отношениями с клиентами, логистики производства и управления;
- при желании или необходимости - оптимизировать процессы.
Программа тренинга:
Часть 1. Управление бизнес-процессами как инструмент развития организации
- Роль и целесообразность описания бизнес-процессов на различных стадиях развития компании (Согласно жизненного цикла компании по И.Адизесу). Определение стадии развития компании по Адизесу и требуемой глубины проработки бизнес-процессов
- Этапы формирования бизнес-процессов в компании
- Целеполагание при выстраивании бизнес-процессов: важность движения по направлению к достижению общей цели при выстраивании бизнес-процессов
- Моделирование организационной структуры и бизнес-процессов компании-Клиента (Вашей компании) Визуализация структуры, информационных и денежных потоков, взаимосвязей, производственного и сбытового циклов
- Кросс-функциональное взаимодействие: описание и корректировка границ кросс-функционального взаимодействия
- Технологии и подходы к описанию и реструктурированию бизнес-процессов
- Практические возможности использования бизнес-процессов для управления компанией и ее персоналом, апробирование некоторых из них
Часть 2. Выстраивание бизнес-процессов в организации
Теоретическая часть
- Что такое процесс?
- Определение процесса по ISO 9000
- Процесс как объективная реальность, не зависящая от стандартов
- Как возникает процесс и зачем он нужен?
- Кросс-функциональное взаимодействие
- Упражнение. Выделить процессы организации
- Модель зрелости
- Что означает «внедрить» процесс?
- Стадии развития процесса (интуитивные)
- Модель зрелости (шесть уровней зрелости)
- Зависимость «качества» от зрелости
- Зависимость стоимости от зрелости
- Упражнение. Какой уровень зрелости нам нужен?
- Критерии определения целевого уровня зрелости
- Уровень зрелости 3, документированный процесс
- Иерархия документов
- Способы документирования процесса
- Текстовое описание. Особенности, правила и подходы
- Графическое описание. Особенности правила и подходы
- Графическое описание. Обзор инструментария
- Уровень зрелости 4, измеримый процесс
- Показатели результативности
- Показатели рациональности
- Иерархия показателей
- Инструментарий для измерения работы процессов
- Упражнение. Разработать показатели рациональности и результативности и способы их измерения для выбранных процессов
- Процессная организация работ. Практическая часть
- Роль «Владелец процесса»
- Роль «Менеджер процесса»
- Упражнение. Правила назначения владельца процесса
- Взаимодействие между владельцем процесса и линейными менеджерами
Практическая часть осуществляется в виде обсуждения под руководством модератора
- Определение процессов, требующих улучшения
- Определить главные цели организации
- Определить виды деятельности, направленные на достижение целей
- Определить ключевые последовательности операций
- Выделить процесс и определить его цель
- Определить целевой уровень зрелости
- Документирование процесса
- Определить набор необходимых документов
- Для каждой из ключевых операций определить цель, входы/выходы, исполнителя, контролера
- Разработать общую графическую схему процесса
- Разработать общий регламент процесса (в «крупную клетку», разработка подробного регламента, рабочих процедур и инструкций находится за рамками семинара)
- Измерение процесса.
- Исходя из целей процесса, определить показатели результативности.
- Исходя из видов деятельности процесса, определить показатели рациональности.
- Определить способы измерения показателей.
- Определить целевые значения.
- Организация процесса
- Назначить владельца и менеджера процесса
- Согласовать с линейными руководителями выделение ресурсов в процесс (обучение сотрудников и собственно «внедрение» процесса за рамками семинара)
- Улучшение процесса
- Определить области для улучшения
- Составить план развития процесса
- Определить общий перечень процессов, требующих улучшения
- Составить программу развития процессов