Создание бизнес-плана

Создание бизнес-плана может понадобиться как для внутреннего использования по развитию бизнес-проекта, так и для представления инвесторам.

Содержание бизнес плана определяется целями бизнес-планирования.

В целом, бизнес-план должен обязательно включать следующие части:

Краткая структура бизнес-плана:

  • Общее описание проекта
  • Ожидаемые результаты для различных групп стейкхолдеров
  • Финансовый анализ
  • 4 Р –стратегии (продукт, цена, реклама, сбыт)
  • Краткий план внедрения и реализации

Пример структуры бизнес-плана:

  • Видение проекта через 3 года
  • Бизнес-идея проекта
  • Ресурсы проекта
  • Инвестиционная (финансовая) привлекательность проекта. ROI, точка окупаемости, точка безубыточности, NPV, IRR, норма прибыли, оборот, потоки денежных средств, другие показатели.
  • Анализ проекта:
    • Возможности и перспективы проекта
    • Описание тенденций рынка, анализ сценариев
    • Сравнительный анализ конкурентов
    • Анализ клиентов и конкурентных преимуществ
    • SWOT –анализ
    • Анализ стратегических альтернатив
    • Анали рисков
  • Описание продукта
    • Продукты/услуги
    • Цена
    • Реклама и продвижение
    • Каналы распространения
  • Планирование и бюджетирование

При этом, для представления бизнес-плана в соответствии с различными стандарами может использоваться следующая структура бизнес-плана:

Cтруктура бизнес-плана по UNIDO (United Nations Industrial Development Organization):

  1. Меморандум о конфиденциальности
  2. Резюме
  3. Описание предприятия и отрасли
  4. Описание продукции (услуг)
  5. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
  6. Производственный план
  7. Организационный план
  8. Финансовый план
  9. Направленность и эффективность проекта
  10. Риски и гарантии
  11. Приложения:
  • резюме разработчиков
  • фирменный стиль
  • протокол о намерениях с поставщиком (с указанием условий поставок и условий предоставления оборудования)